Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Официальный сайт
  • Пресс-центр/
  • Публикации в СМИ

Марина Дмитриева: «Нельзя состояться раз и навсегда»

Седьмой созыв областной Думы необычен не только увеличившимся количеством представителей оппозиционных партий, но и тем, что первый раз в истории областного законодательного органа власти его председателем стала женщина – Марина Дмитриева, прежде возглавлявшая Общественную палату региона. Многие эксперты оценили это как знаковое событие и начало новой страницы в жизни регионального парламента. Каким он должен или может стать? В числе прочего и об этом – интервью с новым спикером Думы.

- Марина Авенировна, Вы возглавили Ивановскую областную Думу накануне ее 25-летия. Интересно ли Вам было знакомиться с историей регионального парламента? Что Вы в ней для себя выделили в качестве главного?

- Интересно – не совсем то слово, поскольку задача стояла быстро и качественно включиться в работу. Говорю сейчас не столько о себе, сколько о седьмом созыве в целом. Для меня было важно понять три момента: как Дума совершенствовала механизмы законотворческого процесса, как выстраивался диалог внутри депутатского корпуса и какова актуальная законодательная база. Для кого-то прошлое регионального парламента важно и интересно само по себе. Мое же внимание к предшествующему опыту связано прежде всего с будущим областной Думы.
Не скрою, сегодня мы ставим перед собой задачу вывести законодательство региона на качественно новый уровень, повысить эффективность и оперативность законотворчества. Стать более динамичными, более чутко реагировать на вызовы времени. И все же движение вперед невозможно без анализа пройденного пути. Лучших результатов можно достичь лишь при условии сбережения традиций и наполнения их новым содержанием. Поэтому в числе первых решений мы возобновили работу думского Совета ветеранов. Что касается четвертьвекового юбилея законодательного органа власти, то, по-моему, это прекрасный повод для осмысления накопленного опыта народовластия и самоуправления в нашем регионе в целом.

- А с чем связана задача повышения качества законотворческого процесса?

- Прежде всего, чтобы не выпадать из общероссийских процессов. Чтобы развиваться вместе со страной. Сегодня главой государства поставлены задачи существенно поднять уровень российского образования, здравоохранения, изменить облик городов, повысить комфортность проживания, улучшить состояние дорог и многие другие. С 2019 года стартовали нацпроекты, рассчитанные на шесть лет. На органы исполнительной власти и депутатов всех уровней возлагается ответственность за их максимально эффективную реализацию, чтобы каждый бюджетный рубль был потрачен не зря, принес пользу людям. Важно быстро и качественно разработать на региональном уровне нормативные правовые акты, необходимые для успешного воплощения нацпроектов. А также там, где это требуется, внести изменения в действующие законы. Кроме того, мы начали постоянный мониторинг эффективности применения регионального законодательства. Законы не должны ограничивать развитие: они призваны помогать ему.

- Что для Вас важнее – продолжать парламентские традиции или привнести новое?


- Полагаю, здесь необходимо найти верный баланс. Приоритетной считаю задачу соответствовать требованиям времени, работать в условиях актуальной социально-экономической и политической ситуации. Поэтому, используя наработанный опыт и созданную законодательную базу как основу, мы будем вносить новые практики, искать современные законодательные решения, в каких-то случаях пытаться работать на опережение. Кроме того, мы стремимся к большей открытости, к выстраиванию действенной обратной связи с избирателями. Ведь у нас сейчас очень активный электорат – не равнодушный, не молчащий. Нельзя забывать и о том, что за каждой фракцией стоит своя и довольно большая группа избирателей.

- Акцент на обратной связи и открытости предполагает новые формы общения с жителями области? Более активное взаимодействие с электоратом через соцсети, например.

- Наши депутаты уже и так неплохо чувствуют себя в соцсетях. Хотя, вы знаете, иногда никаких новшеств не нужно, достаточно хорошо использовать проверенные годами способы. Возьмем те же встречи с избирателями. На мой взгляд, одной из главных задач депутата является не только сбор наказов в своем округе, но и некий отчет о том, что происходит в Думе. Проблема в том, что наши сограждане зачастую не владеют жизненно важной для них информацией. Очень многое нужно разъяснять и разъяснять.

- Седьмой созыв стал нетипичным по сравнению с предыдущим, потому что в нем представлены все парламентские партии и нет подавляющего большинства у «Единой России». Как это отразилось на работе парламента?

- Нынешний созыв действительно отличается от предыдущих, но он типичен по отношению к сегодняшней ситуации в стране и в нашей области в частности. Вообще говоря, многопартийность и разнообразие мнений – это нормально. Если есть только одно-единственное мнение, то зачем нужен парламент и что тогда обсуждать? Только широкий спектр мнений дает нам объективную и полную общую картину. Дума – это главная региональная дискуссионная площадка, причем не только для депутатов. Мы активно практикуем такие формы работы, как депутатские слушания, правительственные часы, выездные заседания комитетов. Все знают выражение: «В споре рождается истина». Я бы уточнила: истина рождается в диалоге.

- Удается ли его выстроить?

- По крайней мере, мы к этому стремимся и есть ощущение, что получается. Должна сказать, что в работу мои коллеги-депутаты включились все и сразу, без раскачки. Абсолютно уверена: они ощущают свою ответственность перед избирателями. Понятно, что каждый пытается отстоять свою позицию. Признаюсь, на первых пленарных заседаниях, заседаниях комитетов было непросто. Думаю, что сейчас мы стали увереннее двигаться в направлении конструктивного диалога и депутаты стараются услышать друг друга. В целом коллеги настроены работать в атмосфере взаимного уважения, когда их позицию слышат и уважают оппоненты, пусть даже и не всегда принимают.
Я для себя уже назвала этот созыв думой профессионалов: во-первых, здесь много тех, кто уже были депутатами разного уровня, во-вторых, пришли люди, которые не работали в органах законодательной власти, но являются высококвалифицированными специалистами в своих отраслях. Такой состав дает хорошую возможность, не тратя времени впустую, продвигать актуальные законопроекты, обсуждать их предметно и по существу.

- Вы – руководитель с большим стажем, но депутатом и спикером стали впервые. Ваши первые впечатления?

- Это новая для меня работа. Мой опыт – в основном из сферы образования, где удалось пройти все ступени. Общественная палата – это тоже немного другое: это орган больше консультативный, экспертный, совещательный. В Думе принципиально иной функционал – она принимает обязательные к исполнению региональные законы. Здесь на порядок выше уровень ответственности. Когда я в полной мере это осознала, честно скажу, сразу подумала: только бы не подвести людей – тех, кто поддержал на выборах. Стараюсь экстерном вникнуть в законотворческую деятельность. Первые месяцы было непросто. Но учиться никогда не поздно. В этой связи о себе могу сказать так: учитель по профессии, ученица по жизни. Законотворчество для меня – новая сфера. И здесь положительную роль сыграла привычка к самообразованию: многие юридические тонкости приходится изучать, что называется, без отрыва от производства. Кроме того, работа в новом коллективе требует и «внутренней подстройки». Вообще говоря, без работы над собой, наверное, ни один руководитель не может обойтись, и хоть говорят, что характер человека формируется рано, что-то можно развивать в себе и в зрелом возрасте.
Особо подчеркну, что мое «вхождение» в новый статус было бы невозможно без поддержки коллег. Среди них много опытных депутатов, тех, кто работает в парламенте не первый созыв и понимает, как законотворческий процесс устроен «изнутри». В первое время они мне многое подсказывали, советовали. Очень благодарна им за поддержку на этом сложном этапе.

- Основную часть депутатского корпуса областного парламента составляют мужчины. Трудно ли женщине быть председателем?

- Я не замечаю особых трудностей, связанных именно с этим. Наоборот, мужчины при женщинах часто ведут себя гораздо мягче, сдержаннее. Считаю, что культура парламентского общения должна быть нормой.

- Чем вам помогает опыт работы ректором в Институте развития образования и председателем региональной Общественной палаты?

- Не скрою, из института мне очень жалко было уходить. Мы его поднимали много лет, вошли в десятку лучших в России. Институт привил желание и умение работать в команде. Без нее там вообще ничего бы не получилось. И даже лозунг был: «Не модно командовать – модно быть командой».
Институт научил брать на себя ответственность, решать проблемы, но не замыкать все вопросы на себя. Не стесняться советоваться и не бояться критики. Все равно решение принимаешь ты, но важно всех выслушать. Вообще, педагогический опыт всегда помогает, потому что знание педагогики, психологии бесценно. Правда, он может и мешать. Так, недопустима менторская позиция стоящего «над классом» учителя. Это сразу почувствуют окружающие и не примут такой стиль. Мои коллеги по парламенту – люди уже сложившиеся, имеющие определенный жизненный и политический опыт, и давать им указания «сверху», конечно, нельзя.
В Общественной палате особенно важно было выстраивать диалог, слушать и слышать самых разных людей с самыми разными проблемами. И никого не оставить без внимания, даже если все, чем мы можем помочь, – это дать человеку выговориться…

- В первое время Вы говорили, что пока ощущаете себя больше председателем, нежели спикером. С тех пор что-то изменилось?

- Действительно, в первые недели и месяцы задача была не столько выступать самой, сколько организовать конструктивный законотворческий процесс. Это вообще одна из главных задача председателя Думы – создавать правильную, комфортную атмосферу, предоставить каждому возможность высказываться и быть услышанным. Кроме того, это и обязанности работодателя, и отчасти хозяйственника, это большой объем чисто технической работы. В то же время председатель представляет Думу вовне – и здесь он уже спикер, то есть доносит до избирателей, чем занимается парламент, какие принимаются законы, комментирует их содержание и направленность. Спикер – фигура публичная. Сейчас такие представительские функции тоже вышли на передний план, поэтому можно сказать, что сегодня я ощущаю себя и спикером, и председателем.

- Какой была Ваша личная мотивация, когда Вы согласились с решением коллег избрать Вас своим председателем?

- Недавно на встрече с молодежью в Школе парламентаризма мне задали вопрос: «Как стать вашим помощником?» Я ответила: «Надо что-то научиться делать не для себя, а для людей». Когда ты занимаешь новую должность, надо понимать, что это не просто новая ступень в твоей карьере, это еще и возможность сделать что-то полезное для общества, изменить мир к лучшему, если хотите.

- Вы уже можете назвать какие-то результаты работы Думы нового созыва?

- Самым значимым на сегодняшний день итогом считаю принятие главного финансового документа на текущий год. Напомню, впервые Ивановская область получила бюджет, превышающий 40 млрд рублей. В законе учтены приоритетные задачи развития в сферах здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности, определенные майским указом Президента России.

- Эффективная работа областной Думы невозможна без конструктивного диалога с исполнительной властью. Удалось ли его наладить с губернатором и правительством области?

- Станислав Сергеевич поддержал меня при избрании на пост спикера, и на сегодняшний день у нас установилось хорошее рабочее взаимодействие. Со своей стороны я буду делать все, чтобы его укреплять.
Работа по развитию нашего региона – общее дело. Причем вызов времени состоит в том, чтобы вывести это развитие на новый уровень, а это требует очень плотного взаимодействия. Безусловно, мы будем поддерживать главу региона в его усилиях. Вместе с тем речь идет именно о совместной работе, потому что у депутатского корпуса есть свои предложения, основанные на обращениях жителей.
Могу констатировать, что губернатор открыт для наших предложений и инициатив. Буквально недавно глава региона поддержал наши проекты по строительству новых ФАПов в сельских поселениях, а также по ремонту спортзалов в школах городских поселений. Мы оперативно внесли соответствующие изменения в бюджет текущего года. В целом во взаимоотношениях с исполнительной властью для нас прежде всего важно донести позицию избирателей и предложить максимально проработанные решения тех или иных проблем региона.

- Деятельность регионального парламента не сводится только к принятию местных законов. Областная Дума обладает также правом выдвижения законодательных инициатив федерального уровня. Насколько активно Вы планируете пользоваться таким правом?

- В той мере, в какой нас будут побуждать к этому наши избиратели. Мы не ставим перед собой задачи выдвигать определенное количество инициатив в год. И наша непосредственная сфера деятельности – это все же разработка и принятие региональных законов. Однако поскольку порой мы лучше видим, как те или иные законодательные решения отражаются на людях, в жизни муниципалитетов, то будет непростительно, если мы выявим какой-то пробел и не просигнализируем о нем на федеральный уровень. Прежде всего наши предложения будут касаться социальной сферы, в частности, мер социальной поддержки. Отмечу, что в конце марта мы направили предложение в комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, связанное с доплатой к пенсиям за работу не менее 30 лет в сельском хозяйстве. Было много обращений от жителей, поэтому областная Дума выступила с предложением изменить принцип построения перечня должностей и специальностей, предусматривающего получение надбавки.

- Вы входите в состав двух комиссий Совета законодателей России: по образованию и науке, а также по вопросам социальной политики. Это не отвлекает Вас от региональной повестки?

- Скорее наоборот: помогает согласовать эту повестку с тем, что происходит в соседних регионах, что обсуждается и готовится на федеральном уровне. Это очень большое подспорье в работе по развитию регионального законодательства. Бесценны и контакты с коллегами – председателями региональных дум и законодательных собраний. Имею в виду возможность, что называется, сверить часы. Кроме того, само участие в федеральном законотворческом процессе, пусть и в совещательном качестве, – это школа, которая позволяет на многое взглянуть с другого ракурса, побуждает повышать планку и в постановке задач, и в их решении.

- По Вашему мнению, 25 лет для парламента – это стадия юности или зрелости?

- Я бы назвала это стадией молодости, переходящей в зрелость. Позади осталось время проб, ошибок и самоутверждения. Сегодня депутатский корпус больше сосредоточен на своих прямых обязанностях – на подготовке и принятии качественных законов, адекватных вызовам сегодняшнего дня. Я надеюсь, что впереди у Ивановской областной Думы долгий путь. Знаете, говорят, что такой-то человек состоялся. А я считаю, что это постоянный процесс. Нельзя состояться раз и навсегда. Нужно каждый раз заново подтверждать свою состоятельность. Так и у парламента. Сколько бы ему ни было лет – он все равно в процессе своего становления: в соответствии с духом времени, с волей избирателей. Каждый созыв привносит что-то новое, а новое и молодое – это родственные слова.